Описание артиста
В советской прессе печатался от «Красной Звезды» и «Правды» до «Московских новостей» и «Огонька». В 1983 году был корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем работал на Вологодском областном ТВ в Череповце. В журналистских кругах дружил с будущим известным рок-музыкантом Александром Башлачёвым. Именно в квартире Парфёнова в сентябре 1984 года состоялось судьбоносное для Башлачёва знакомство с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфёнов провёл с Троицким телеинтервью на областном ТВ.
В 1986 году являлся спецкором молодёжной редакции Центрального телевидения, параллельно работал корреспондентом программы «Мир и молодёжь». В 1988 году перешёл работать на «Авторское телевидение». В 1989 году в соавторстве с Андреем Разбашем снял трёхсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников (об этом написано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием»).
В 1990—1991 годах — ведущий популярной развлекательной программы «Намедни». В начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за «неправильные» высказывания по поводу отставки Шеварднадзе. В 1991—1993 годах ведущий документального наблюдения «Портрет на фоне». В 1993—1996 годах ведущий неполитических новостей «Намедни» на НТВ и журналистского расследования «Дело» на Первом канале Останкино, которая закрылась в марте 1995 года.
В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», за который получил свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».
В 1995—1996 годах был автором первых двух частей популярного новогоднего шоу «Старые песни о главном».
В 1997—2001 годах ведущий исторических программ «Намедни. Наша эра. 1961—91», «Российская империя» и «Живой Пушкин» и рубрики «Особый взгляд Леонида Парфёнова» информационно-аналитической программы «Итоги». С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров этой телекомпании. В 1998 году вёл русскую версию игры «Форт Боярд». В конце 1990-х — конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН» (1997, 1999).
В 2001—2004 годах ведущий информационно-аналитической программы «Намедни». 31 января 2003 года программа была удостоена премией ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В 2003 году большой общественный резонанс вызвал прошедший в эфир в программе «Намедни» сатирический сюжет Павла Лобкова о новом гендиректоре НТВ, докторе медицинских наук Николае Сенкевиче, начальнике Парфёнова и Лобкова. В сюжете Лобков привёл доказательства, цитируя статью Н. Ю. Сенкевича «Советы Вольтеру», что новый шеф НТВ по своей медицинской специальности не столько терапевт, а скорее — проктолог.
1 июня 2004 года программа была закрыта, а сам Парфёнов — уволен с телеканала (формально — из-за конфликта с руководством, фактически — из-за давления властей в связи с репортажем о Чечне).
С 2004 года — автор документальных фильмов на Первом канале. За этот период работы были созданы документальные фильмы «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и др.
В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», за который получил свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».
В 1995—1996 годах был автором первых двух частей популярного новогоднего шоу «Старые песни о главном».
В 1997—2001 годах ведущий исторических программ «Намедни. Наша эра. 1961—91», «Российская империя» и «Живой Пушкин» и рубрики «Особый взгляд Леонида Парфёнова» информационно-аналитической программы «Итоги». С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров этой телекомпании. В 1998 году вёл русскую версию игры «Форт Боярд». В конце 1990-х — конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН» (1997, 1999).
С 2004 года — автор документальных фильмов на Первом канале. За этот период работы были созданы документальные фильмы «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и др.
24 марта 2013 года состоялся первый выпуск общественно-политического «еженедельного тележурнала» «Парфёнов», ведущим которого стал сам Парфёнов, а шеф-редактором — Александр Уржанов, бывший шеф-редактор программы «Центральное телевидение» на НТВ. Создателями выступили Фонд поддержки независимых СМИ, запустивший на своём сайте краудфандинг для сбора средств на производство программы, и телеканал Дождь. На данный момент собрано средств для создания 12 выпусков тележурнала, если не удастся собрать больше, проект будет закрыт в конце июня 2013 года. После премьерного показа на телеканале Дождь программа бесплатно распространяется на региональных каналах.
Жена с 1987 — Елена Львовна Чекалова — закончила МГУ имени М. В. Ломоносова, дочь журналиста. Преподавала русский и литературу для иностранных студентов в геологоразведочном институте в течение года. Потом работала журналистом в газетах: «Советская культура», «Московские новости» и др. Ведёт рубрику о еде в газете «Коммерсантъ». В 2009—2013 годах была ведущей программы Первого канала «Счастье есть!». Написала книги в 1990 году: «Нам возвращают наш портрет» (вместе с мужем), «До и после „Взгляда“», «Ночной эфир 1».
Сын — Иван Парфёнов (1988), учился в Англии, в Германии, там и закончил школу. Закончил Миланский экономический университет.
Дочь — Мария Парфёнова (1993), учится в Италии в школе Британского совета. Хочет поступить в университет ресторанно-гостиничного бизнеса.
В настоящее время: Российский журналист, телеведущий, режиссёр, актёр, автор таких популярных телепроектов, как «Намедни» и «Российская империя». Пятикратный лауреат ТЭФИ (1995, 1999, 2000, 2002 и 2004). Входит в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.